Информация о юридических последствиях употребления наркотиков и участия в их незаконном обороте

03 апреля 2023 года

В Российской Федерации система правового регулирования оборота наркотиков, в том числе их незаконного оборота и потребления, полностью соответствует международным нормативным актам, важнейшими из которых являются:

  • «Единая конвенция о наркотических средствах» 1961 года;
  • «Конвенция о психотропных веществах» 1971 года;
  • «Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» 1988 года.

Основным нормативным актом, определяющим построение системы правового регулирования рассматриваемых вопросов в нашей стране является Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Закон «О наркотиках»). Этим законом определены основные понятия, в том числе понятия наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; принципы государственной политики в сфере оборота наркотиков и  противодействия их незаконному обороту; определены правила оборота наркотиков, механизмы противодействия их незаконному обороту и помощи больным наркоманией.
В частности, Законом «О наркотиках» определено, что наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами являются вещества, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Таким образом, введено юридическое понятие наркотических средств и психотропных веществ (далее – наркотики), отличающееся от медицинского понимания наркотиков, где в качестве основных их признаков рассматривается наличие у вещества свойств психоактивного воздействия и формирования химической (физиологической) зависимости.
Поэтому, например, такое распространенное в обороте вещество как алкоголь, оказывающее мощное психоактивное воздействие, способное достаточно быстро формировать химическую зависимость и оказывающее существенные социальные негативные последствия, как для самого потребителя, так и для его окружения, с юридической точки зрения наркотиком не является.
Важнейшее значение введения юридического понятия наркотиков состоит в том, что действие механизма правового регулирования оборота наркотиков, в том числе ответственности за их незаконный оборот и потребление, распространяются только на вещества, являющиеся наркотиками с юридической точки зрения, то есть включенные в специальный Перечень.
В нашей стране этот Перечень формируется правительством и утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (далее – Перечень наркотиков и прекурсоров).
Перечень наркотиков и прекурсоров содержит 4 списка:

  • Список I – наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен. Возможно использование этих веществ только в научных и учебных целях, в экспертной и оперативно-розыскной деятельности. Большинство наркотиков, потребляемых без назначения врача, включены именно в этот Список, например, «марихуана», «героин», «дезоморфин», «амфетамин» все «соли» и «спайсы»;
  • Список II – наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля. Возможно использование этих веществ в медицинских целях при соблюдении достаточно строгих условий, устанавливаемых Законом «о наркотиках» и рядом приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  • Список III – психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля. Возможно использование этих веществ в медицинских целях при соблюдении более простых условий, устанавливаемых Законом «о наркотиках» и рядом приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации. Наркотики, включенные в списки II и III в незаконном обороте встречаются редко;
  • Список IV – прекурсоры, которые объединены в 3 таблицы: Таблица I – особые меры контроля (самый строгий контроль), Таблица II – общие меры контроля (более мягкий контроль), Таблица III – допускается исключение некоторых мер контроля (наиболее мягкий контроль).

При необходимости включения в Перечень наркотиков и прекурсоров каких-либо веществ, которых ранее  в нем не было, издается Постановление Правительства о внесении дополнений в Постановление Правительства от 30.06.1998 № 681. Эта процедура применяется достаточно часто, особенно в последние годы. Современная международная наркоситуация характеризуется регулярным появлением в обороте новых веществ, имеющих все признаки наркотиков с медицинской точки зрения и оказывающих очень агрессивное воздействие на здоровье человека, вплоть до смерти в результате первой же пробы их потребления. Однако, с юридической точки зрения эти вещества наркотиками не являются. Соответственно, лица, занимающиеся их оборотом, не могут привлекаться к ответственности, предусмотренной за незаконный оборот наркотиков. При этом процедура внесение изменений в Перечень наркотиков достаточно длительна. В результате, имеет место существенное запаздывание юридического признания вещества наркотиком от времени его попадания в оборот, что нередко влечет тяжелые последствия.

В целях решения сложившейся ситуации, в отечественное право (в Закон «о наркотиках» и ряд иных нормативных актов) было введено понятие «новые потенциально опасные психоактивные вещества» (далее – НПВ), в качестве которых рассматриваются вещества, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен (далее – Реестр НПВ). Ведение и пополнение Реестра осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Процедура включения вещества в Реестр НПВ существенно проще, чем в Перечень наркотиков.

В результате российское право сейчас предусматривает ответственность за незаконный оборот и потребление наркотиков и их аналогов, их прекурсоров и НПВ. Наркотиками, их аналогами и НПВ являются вещества или их смеси, которые могут непосредственно употребляться в целях достижения наркотического эффекта, прекурсоры – это вещества, используемые для изготовления наркотиков.
Понятие аналогов наркотиков раскрывается в ст. 1 Закона «о наркотиках», согласно которому аналоги наркотических средств и психотропных веществ – это вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотиков и прекурсоров, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотиков,  включенных в Перечень наркотиков и прекурсоров. Например, в настоящее время одним из самых распространенных в незаконном обороте веществ является α-пирролидиновалерофенон (одно из веществ, распространенных под сленговым названием «соли»), которое не включено в Перечень наркотиков и прекурсоров, но является аналогом наркотического средства N-метилэфедрон, включенного в Перечень наркотиков и прекурсоров. Значительное количество уголовных дел связано с незаконным оборотом именно этого вещества.
Что касается запрета конкретных действий с наркотиками, то проще сказать, что запрещено абсолютно всё. И любые действия с наркотиками, или даже как-то связанные с наркотиками, влекут административную или уголовную ответственность. Без юридических последствий на наркотики можно только смотреть. Даже разговор о наркотиках, ведущийся определённым образом, может рассматриваться как правонарушение.
На настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит 17 статей, предусматривающих ответственность за действия с наркотиками, а Уголовный кодекс – 12 статей. Стоит указать, что со временем построение и содержание системы правовой ответственности за незаконные действия с наркотиками меняется, вводятся новые нормы в виде самостоятельных статей или частей уже существующих норм. Предыдущие значительные изменения были проведены в 2013 году.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях как было указано содержит 17 статей предусматривающих ответственность за те или иные действия с наркотиками. Это ст. 6.8,  ст. 6.9,  ст. 6.9.1, ст. 6.10, ст. 6.13, ст. 6.15, ст. 6.16, ст. 6.16.1, ст. 10.4, ст. 10.5,  ст. 10.5.1,  часть 7 ст. 11.5, ст. 11.9, ст. 12.8, части 2 и 3 ст. 20.20, ст. 20.21, ст. 20.22 КОАП РФ.
Из них 7 статей связаны с потреблением наркотиков: ст. 6.9, часть 7 ст. 11.5, ст. 11.9, ст. 12.8, части 2 и 3 ст. 20.20, ст. 20.21, ст. 20.22 КОАП РФ. Чаще всего в правоприменительной практике встречаются правонарушения, предусмотренные статьями 6.9,  12.8 и частями 2 и 3 ст. 20.20 КОАП РФ, на их долю приходится до 85% в общем массиве административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков.
Ст. 6.9 КОАП РФ. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Как потребление рассматриваются любые осознанные (умышленные) действия лица, в результате которых наркотические средства или психотропные вещества либо новые потенциально опасные психоактивные вещества усваиваются организмом (метаболизируются), например, инъекционный способ (с помощью укола), курение, вдыхание, выпивание, съедание, теоретически возможно появление наркотиков (или их форм), которые могут потребляться путем касания.
Для подтверждения факта потребления наркотиков или НПВ необходимо проведение медицинского освидетельствования, то есть химико-токсикологического исследования биологических сред (обычно используется моча)  методом газо-жидкостной хромотографии. Иные методы исследований могут дать ошибочный положительный результат, и эти результаты не используются для принятия решения по рассматриваемому правонарушению. Поэтому при получении положительного результата после применения, например, экспрессметода тестполосками проводится его проверка методом газо-жидкостной хромотографии. При отказе лица пройти освидетельствование лицо привлекается к ответственности по данному правонарушению без проведения каких-либо исследований.
Требование пройти освидетельствование должно быть высказано уполномоченным лицом. В качестве такового может выступать лицо, в компетенцию которого входит составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.9 КОАП РФ. То есть им может быть сотрудник органов внутренних дел России, наделенный такими полномочиями в соответствии со своими функциональными обязанностями.
Поводом предъявления требования пройти освидетельствование может служить субъективное мнение уполномоченного лица, что проверяемый употребил наркотики или НПВ, не зависимо от того на основании чего это мнение сложилось (например, особенности поведения проверяемого, либо его участие в незаконном обороте наркотиков и др.).
Время потребления наркотиков или НПВ не влияет на квалификацию. Положительный результат освидетельствования, то есть наличие в организме метаболитов наркотиков или НПВ, дает достаточное основание для привлечения лица к ответственности, даже если вещества были употреблены несколько дней назад.
По общему правилу субъектами административных правонарушений могут быть лица, достигшие 16 лет. Соответственно и к ответственности по этой статье могут привлекаться только лица с этого возраста. Если наркопотребитель моложе 16 лет, то квалификация осуществляется как правонарушение, предусмотренное ст. 20.22 КОАП РФ, субъектом которого являются законные представители такого наркопотребителя.
Правоприменительная практика показывает, что данное правонарушение чаще всего фиксируется среди всех административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков, его доля составляет около 63% по России и 75% по Ростовской области.
Примечание к ст. 6.9 КОАП РФ разъясняет, что лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ. Действие настоящего примечания распространяется на административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса.
Введение указанной дефиниции нацелено на мотивирование наркопотребителей к прохождению лечения и реабилитации. Зачастую судьи, рассматривающие дела об административных правонарушениях, связанных с потреблением наркотиков, предлагают правонарушителям пройти медицинские и реабилитационные мероприятия, избежав административной ответственности. Если правонарушитель принимает такое решение, то судья накладывает на него обязанности по прохождению диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации. При уклонении лица от исполнения этих обязанностей оно привлекается к ответственности, предусмотренной ст. 6.9.1 КОАП РФ.
Остальные составы административных правонарушений, связанных с потребление наркотиков или НПВ, предусматривают ответственность за особые случаи наркопотребления или нахождения в состоянии опьянения, в том числе в результате потребления наркотиков или НПВ.
Часть 7 ст. 11.5 КОАП РФ Управление воздушным судном в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от освидетельствования на состояние опьянения.
Ст. 11.9 КОАП РФ Управление судном судоводителем, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение судоводителя от освидетельствования на состояние опьянения.
Эти правонарушения встречаются крайне редко в правоприменительной практике. Например, за 2017 год по России выявлено 1 правонарушение, предусмотренное частью 7 ст. 11.5 КОАП РФ, и ни одного по ст. 11.9 КОАП РФ.
Ст. 12.8 КОАП РФ Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
В примечании к рассматриваемой статье разъясняется, что ответственность, предусмотренная настоящей статьей, наступает в случае установленного факта наличия в организме водителя наркотических средств или психотропных веществ.
Таким образом, для установления факта нахождения водителя в состоянии наркотического опьянения необходимо, во-первых, подтверждение факта управления транспортным средством, во-вторых, проведение химико-токсикологического исследования биологических сред методом газо-жидкостной хромотографии, как и в случае производства по правонарушению, предусмотренному ст. 6.9. КОАП РФ.
В случае отказа водителя от прохождения освидетельствования он должен быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 КОАП РФ.
В случае выявления данного правонарушения ответственность должна наступать по совокупности правонарушений, предусмотренных статьями 12.8. и 6.9. КОАП РФ.
Правонарушение, предусмотренное ст. 12.8. КОАП РФ выявляется достаточно часто, его доля в общем массиве административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков составляет около 9%.
Часть 2 ст. 20.20 КОАП РФ Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Часть 3 ст. 20.20 КОАП РФ. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Особенность квалификации по рассматриваемой статье в отличие от правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 КОАП РФ, заключается в том, что правонарушение совершается в общественном месте. Можно сделать вывод, что это правонарушение имеет бóльшую общественную опасность, так как совершается с особой циничностью и подает отрицательные пример. Тем не менее, для граждан России за его совершение предусмотрена такая же санкция, что и за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.9. КОАП РФ.
Для квалификации правонарушения по рассматриваемой статье необходимо подтверждение потребления наркотиков или НПВ в общественных местах, что может быть зафиксировано протоколом или показаниями свидетелей. В качестве «иных общественных мест» могут рассматриваться любые места, как на открытом воздухе, так и в помещениях, доступ в которые не ограничен кругом конкретных лиц.
В остальном признаки данного правонарушения такие же, как в случае, предусмотренном ст. 6.9 КОАП РФ.
Рассматриваемая статья достаточно часто встречается в правоприменительной практике. Доля этих правонарушений составляет около 11% в общем массиве административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков.Примечание к ст. 6.9 КОАП РФ разъясняет, что лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное и частью 2 ст. 20.20 КОАП РФ.
Ст. 20.21 КОАП РФ. Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Норма предусматривает ответственность за появление в общественных местах в состоянии опьянения, независимо, от того, в результате потребления каких веществ наступило это опьянение.
Важным квалифицирующим признаком рассматриваемого правонарушения является оскорбление человеческого достоинства и общественной нравственности. Он устанавливается субъективно лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении по данному составу, то есть сотрудником органов внутренних дел, исходя из поведения правонарушителя и собственных представлений об общественной морали.
Норма не часто встречается в правоприменительной практике. На её долю приходится менее 1% в общем массиве административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков.
Ст. 20.22 КОАП РФ. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются законные представители несовершеннолетнего. Санкция предусматривает наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
Данная норма рассматривается как особый случай неисполнения родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего обязанностей по его воспитанию, что повлекло последствия в виде приобщения несовершеннолетнего к наркопотреблению.
Для установления факта наркопотребления, как и в случае производства по правонарушению, предусмотренному ст. 6.9 КОАП РФ, необходимо проведение химико-токсикологического исследования биологических сред методом газо-жидкостной хромотографии. Для привлечения к ответственности законных представителей несовершеннолетнего не принципиальна давность потребления вещества несовершеннолетним, при этом состояние опьянения у него может уже закончиться.
Освидетельствование на состояние опьянения не требует проведение исследования биологических сред в обязательном порядке и может быть проведено на основании анализа поведения несовершеннолетнего компетентными медиками. Это существенно ускоряет и упрощает производство по данному правонарушению.
Характерно, что данная норма не предусматривает ответственности за отказ от прохождения освидетельствования.
Норма не часто встречается в правоприменительной практике. На её долю приходится около 1,5% в общем массиве административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков.
Из остальных административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков в правоприменительной практике чаще всего (около 12% в общем массиве) встречается правонарушение, предусмотренное ст. 6.8. КОАП РФ. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Кроме признаков, указанных непосредственно в диспозиции нормы, для квалификации деяния необходимо учитывать, что действия, перечисленные в статье, должны совершаться с наркотиками в количествах, меньших, чем значительный размер. При значительном размере наркотиков или его превышении, те же действия квалифицируются как преступление, предусмотренное ст. 228 УК России. Значительный размер устанавливается для каждого конкретного наркотика и указывается в Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228-1, 229 и 229-1 Уголовного кодекса Российской Федерации». Стоит указать, что на практике значительный размер приближен к тому количеству наркотика, которое зачастую используется в целях разового потребления. Именно поэтому административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.8 КОАП РФ, в правоприменительной практике встречаются примерно в 6 раз реже, чем преступления, предусмотренные ст. 228 УК РФ, ведь нахождение в обороте вещества в количестве меньшем, чем необходимо для разовой дозы потребления, бывает очень редко и обычно связано с изготовлением наркотика потребителем в количестве, недостаточном для потребления.
Как «приобретение» рассматриваются любые действия, направленные на получение возможности распоряжаться наркотиком или наркосодержащим растением, например, поднял как находку или сорвал (в случае с растением), купил, получил в дар или иным образом и т.д.
Как «хранение» рассматриваются любые действия по обеспечению нахождения наркотика (или растения) в определенном месте, например, в кармане, в сумке, в машине, дома (как у себя, так и у кого-то), на коком-то участке местности в тайнике или под открытым небом. При этом не важно, в течение какого срока хранение осуществляется, даже если наркотик находится у лица в течение 1 секунды, то это может рассматриваться как хранение.

Источник:https://novochgrad.ru/administration/activity/id/25579.html